Успение Богородицы

Лето на исходе тает.
Дивный праздник наступает
С робкой нежностью осенней -
Богородицы Успенье

В храме тихий свет струится,
Все целуют плащаницу.
По преданью, Сам Христос
Богоматерь в рай вознёс.




Удивительна была жизнь Пресвятой Девы. Дивно и её Успение. В час кончины, о котором Богоматери за три дня возвестил Архангел Гавриил и передал Ей сияющую райскую ветвь, необыкновенный свет осиял комнату Богородицы. Сам Иисус Христос, окруженный Ангелами, принял её пречистую душу. Тело Её было похоронено в Гефсиманском саду. При погребении совершилось множество чудес. Иудейские священники пытались разогнать шествие, один из них - Афоний - подбежал и схватил за одр, чтобы опрокинуть его. Но невидимый Ангел отрубил ему обе руки. Пораженный этим чудом, Афоний раскаялся, и апостол Петр исцелил его.

Через несколько дней прибыл апостол Фома, не бывший на погребении. Сжалившись над ним, хотели дать ему возможность попрощаться с Пресвятой Богородицей. Отвалили камень от могильной пещеры, но нашли там только погребальные пелены... В тот же день они увидели Божию Матерь в сиянии Небесной славы: "Радуйтесь! Я с вами во все дни, и всегда буду вашею Молитвенницею перед Богом!.." 

Праздник Успения Божией Матери - один из наиболее чтимых в Русской Православной Церкви.




Стенгазета (печатная версия)

Газета "ПРАВОСЛАВИЕ И МИР" теперь и на нашем стенде у ворот Храма






Стенгазета Август-3 2014


В номере:
- Успение Пресвятой Богородицы
- Проповедь на Евангельское чтение
- Успение: черта, за которой Христос
- Вопросы священнику: чем победить зависть?

Выпуск от 22 августа 2014 года. Скачать



Источник: http://www.pravmir.ru/pravoslavnaya-stengazeta-34-244/#ixzz3BKb2Y4Nl

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ 6/19 АВГУСТА


После Троицкой недели.
Дни Петровок пролетели.
Уж на небе гроздья звёзд:
В августе – Успенский пост.

Урожай приносит сад:
Яблоки и виноград.
Освящают их с кропленьем.
В чудный день Преображенья.

Угощаются плодами,
Веселясь, и млад и стар.
В воздухе в саду и в храме.
Яблочный разлит нектар.


Незадолго перед крестными страданиями Иисус, взяв с Собой апостолов Иоанна, Иакова и Петра, направился к горе Фавор, возвышающейся, как крепость, над холмами Галилеи. Ученики шли молча, как бы предчувствуя, что сейчас откроется некая тайна.. На вершине горы перед ними открылось Чудо: лицо Спасителя стало подобным молнии, одежды - белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Рядом с Иисусом возникли ещё две фигуры, в которых ученики с изумлением узнали пророков Моисея и Илию. Они беседовали с Господом о Его грядущих страданиях и славе.

Пораженные апостолы пали на землю и закрыли лица руками. Радость от видения Божественного света в них была соединена с сознанием собственного недостатка и страхом перед всемогуществом Божиим.

По окончании Литургии благословляются и освящаются принесенные верующими в храм виноград, яблоки и другие плоды нового урожая. Церковь, благословляя приносимые плоды, показывает этим, что всё в ней - от человека до растения - должно быть посвящено Богу как его творение.

Фотографии с праздника ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ можно посмотреть здесь -> (Ссылка)

Стенгазета Август-2 2014


В номере:
- Преображение Господне
- Проповедь на Евангельское чтение
- Непопулярная добродетель участливости. Продолжение
- Водить ли ребенка на всю службу в храме?

Выпуск от 15 августа 2014 года. Скачать


Успенский пост

Через месяц после Петрова поста, 14 августа, начинается Успенский пост. Это самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается Успенский пост медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается праздником Успения Божией Матери.

История

Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства. В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост – в Четыредесятницу, для лета летний – в Пятидесятницу (Петров пост – ред.), для осени осенний – в седьмом месяце (Успенский – ред.), для зимы – зимний (Рождественский – ред.)».
Святой Симеон Солунский пишет, что «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».
Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки. Здесь было подтверждено, что все православные христиане согласно с древними уставами должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа.
Вальсамон об этом Соборе пишет: «Тогда сомневались некоторые о количестве дней поста Успенского и Рождественского. Поэтому сам святейший патриарх подтвердил, что хотя дни этих постов письменно нигде не обозначены, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и должны поститься от первого дня августа и от четырнадцатого дня ноября».

Смысл

Праздник Успения, к которому готовит нас Успенский пост – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.
Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?», говорит: «для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил 1.21 ). И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: «В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…» – напоминает церковное песнопение.
По церковному преданию Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира, она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя она и не нуждалась в очищении души или исправлении – вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся и подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте, и восхваляя ее.
В Церкви особо подчеркивается, что пост кардинально отличается от вегетарианства или обычной диеты: это в первую очередь воздержание ради Христа – как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие стараются с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, где они утеряны.
Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.
После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах, она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.
И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.
Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников.
Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений воспевает: «Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо.»
Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.

Питание

Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты.
В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг – «сварением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.
До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов. По преданию св. отцов, «если же кто от братий снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август».
В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.
Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», – заповедует Святая Церковь.
В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там – оставление пищи скоромной – более питательной и употребление пищи постной – менее питательной; здесь – оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.
Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».
И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям – в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.


Источник: http://www.pravmir.ru

Церковь празднует память святой мученицы-девы Серафимы Римской

Правитель заставлял святую почтить языческих богов и принести им жертву, но она смело исповедовала свою веру в Единого Истинного Бога - Иисуса Христа.
Новостная служба | 11 августа 2013 г.
11 августа. ПРАВМИР. Православная Церковь отмечает память  святой мученицы Серафимы Римской
Святая мученица Серафима дева, уроженка Антиохии, жила в Риме в царствование императора Адриана у знатной римлянки Савины, которую святая обратила в христианство.
При начавшемся по приказу императора гонении на христиан правитель Берилл приказал привести на суд святую Серафиму. Желая получить от Господа мученический венец, она по первому требованию бесстрашно пошла к палачам. Ее сопровождала преданная Савина.
Правитель заставлял святую почтить языческих богов и принести им жертву, но она смело исповедовала свою веру в Единого Истинного Бога — Иисуса Христа.
Тогда Берилл отдал ее на поругание двум бесстыдным юношам. Святая мученица просила Господа защитить ее. Вдруг началось землетрясение и юноши упали в полном расслаблении. На следующий день правителю стало известно, что его замысел не осуществился. Думая, что святая знает волшебство, Берилл попросил ее вернуть юношам здоровье и дар речи, чтобы они сами рассказали о чуде.
Святая, помолившись Господу, приказала юношам встать, и они сразу поднялись и сказали судье, что Ангел Господень заслонил собой святую, запретив им подходить к ней. Жестокий правитель не поверил своим слугам и продолжал убеждать святую Серафиму принести жертву идолам. Но святая мученица осталась непреклонной.
Бессильный перед непреклонностью христианки, судья приказал ее обезглавить. Савина с благоговением похоронила тело своей святой наставницы.


Источник: http://www.pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamyat-svyatoj-muchenicy-devy-serafimy-rimskoj/#ixzz3A0Bj71sb

Моя Смоленская

Смоленская и август.

Дарья Менделеева | 10 августа 2014 г.
Август - самое фантастическое время московского лета. Уже потерян задор июня: "Ну, когда, наконец, можно будет разгрести дела и начать отдыхать?". Выполнены планы июля. И теперь, пока не пришел сентябрь, время хочется затормозить, чтобы успеть запасти в душевные закрома побольше мысленного вина из одуванчиков. Вечера становятся ощутимо темнее, ночи, порой, холоднее. В воздухе повисает щебет подросших скворцов, отчего во времени, бывает, теряешься: "Что это, опять весна?" Нет, это лето, все ещё лето, и каждый день воспринимается как неожиданный подарок. Не знаю, случайно ли, в святцах этого месяца (хотя на церковном календаре ещё июль) собралась целая плеяда значимых святых. Приходит август - и ты считаешь дни, как ступеньки: Серафим, Илья-пророк, Борис и Глеб, Пантелеимон. И, как вершина горки, - Смоленская.
На Руси у этой иконы была сложная судьба, полная всяческих перипетий. По легенде, попала она сюда в середине XI века, когда греческая царевна Анна, дочь Константина Мономаха, стала женой Всеволода Ярославича.
4197215Уже в начале XII веке её сын, Владимир Мономах, переносит икону в Смоленск, в новопостроенный Успенский храм, в 1404 она возвращается в Москву, в качестве дара последнего из Смоленских удельных князей, сам же Смоленск в это время оказывается под властью литовцев.
В 1456 году смоляне бьют челом великому князю с просьбой вернуть им святыню, и её провожают из Москвы торжественным крестным ходом, который доходит до самого Девичьего поля. (Почти семьдесят лет спустя там будет основан Новодевичий монастырь).
Потом икона покидала Смоленск в 1812, когда её вывозили сначала на Бородинское поле, а затем в Ярославль.
В 1943 году, когда Смоленск был освобождён от фашистов, среди прочих икон Успенского собора Смоленскую не нашли.
В русских источниках икону Смоленской Божией Матери часто называют Одигитрией, хотя, строго говоря, это не так. К иконографическому типу «Одигитрия» относятся все изображения Божией Матери, где она указывает рукой на Своего Сына – то есть, и Иверская, и Троеручица, и многие другие.
В переводе на русский «Одигитрия» означает «Путеводительница». Таким образом, смысл этого жеста состоит в своеобразном подтверждении слов Христа: «Аз есмь путь, истина и жизнь». Божия Матерь указует на Своего Сына и говорит: «Да, это Он».
1991 год
Храм Бориса и Глеба в московском Зюзино. За год его чуть привели в порядок, и даже, кажется, успели позолотить пару куполов. А годом раньше не было даже пола — ходили по дорожкам из досок, уложенных прямо на кирпичные столбики фундамента. И батюшка жаловался, что сохранившиеся остатки росписей придётся, увы, снимать подчистую. В храме был гальванический цех, и теперь известь на сводах тихо «горит».
Крещение — моё крещение — я помню очень смутно. Помню, что, конечно, обливали — семнадцатилетняя тётя в тазик не влазила. Помню миропомазание, и ещё — как двоих мальчиков младенцев потом по очереди заносили в алтарь, а меня только приложили к иконам по обе стороны Царских врат — больше не положено.
Помню, было нас человек десять, а, может быть, больше — от младенцев до подростков. Взрослых, видимо, крестили в другой заход, потому что очереди в те годы стояли неслыханные.
Источник - hramborisaigleba.orthodoxy.ru, автор - Юрий  Костюков
Источник — hramborisaigleba.orthodoxy.ru, автор — Юрий Костюков
Потом, кажется, причастили запасными Дарами. Впрочем, это я помню смутно, так как слова «запасные Дары» тогда не знала. Как не знала и то, что Смоленская.
Это выяснилось случайно. Мы стояли в иконной лавке, где как раз разбирали только что полученные иконы. Развернув бумагу, под которой заблестел софринский анодированный оклад, продавщица сказала: «А вот как раз сегодня».
Так в моей жизни появилась ещё одна дата – десятое августа. Наверное, без этого «сегодня» точную дату собственного крещения я имела все шансы забыть. Потому что уже несколько дней спустя началось…ну, вы помните…
1999 год
Новодевичий монастырь. Прославление его первой игуменьи Елены (Девочкиной). Патриаршая литургия – наверное, первая в моей жизни.
Администрации музея разрешила на один день открыть Смоленский собор, и народу в него набилось столько, что креститься не получалось – всю службу я простояла, плотно прижатая к соседям спереди и сзади – руки не высвободить и не поднять.
И полслужбы вперёд передавали свечи. А потом их же передавали обратно – поставить в храме подсвечники музей не разрешил.
Наверное, к такому наплыву народа сёстры были не готовы: помню, что от причастия мы вышли на улицу за запивкой, а назад в собор уже не вошли.
Смоленский собор Новодевичьего
Смоленский собор Новодевичьего монастыря
И ещё – очень плотно работала ФСО: почти всю службу мощные ребятки ростом 2.50 старательно закрывали собой Святейшего — всерьёз, напряжённо, как будто и правда боялись, что что-то случится. С ФСО я потом сталкивалась, но такого нерва в её работе не помню.
Но Святейший всё равно вышел и по дороге к машине благословил толпу.
2014 год
Опять август. И опять в голову упорно лезут строки Блока, удивительно уместные, хотя и написаны они были совсем по другому, вычурному и смешному поводу:
Не бойся умереть в пути.
Не бойся ни вражды, ни дружбы.
Внимай словам церковной службы,
Чтоб грани страха перейти.
633d480cacc0
Впрочем, у Блока много таких неожиданно точных строк.


Источник: http://www.pravmir.ru/moya-smolenskaya/#ixzz3A0B1urj9

Святой великомученик и целитель Пантелеимон

Святой целитель Пантелеимон жил в Никомидии (ныне турецкий город Измит в Малой Азии) в III веке при императоре Максимиане, приблизившем его к себе за врачебное искусство. В то время в Никомидии скрывались христиане. Один из них, священник Ермолай, просветил Пантелеимона светом учения Христова. 

Однажды, увидев на улице мертвого ребенка и укусившую его змею, Пантелеимон дал обет креститься, если он сумеет воскресить умершего. Он горячо помолился Господу - и совершилось Чудо: ребенок ожил, а змея разлетелась на куски. Во исполнение своего обета целитель крестился.

Он исцелял именем Господа убогих и страждущих, особенно томившихся в тюрьмах христиан, на которых в то время были воздвигнуты гонения, и не брал за это никакой платы.

По доносу врачей - завистников Пантелеимона подвергли жестоким пыткам. Когда в конце концов ему отрубили голову, из раны потекло вместо крови молоко. Брошенное в костер тело великомученика не сгорело, и было погребено христианами.

Мощи святого Пантелеимона разошлись по всему христианскому миру, а его честная глава находится ныне в расположенном на Афоне русском Пантелеимоновом монастыре.

В Православной Церкви св. Пантелеимон почитается как целитель, а так же покровитель воинов, что раскрывает его языческое имя Пантолеон ("лев во всем").

На иконах великомученик изображается юношей, который держит в левой руке ларчик с лекарством, а в правой - кисточку для помазывания.

Святые благоверные князья Борис и Глеб

Борис и Глеб: «Легли и ждали, пока убьют»?Борис и Глеб - святые благоверные князья, страстотерпцы, мученики за Евангелие Христово. Родные братья, младшие сыновья князя Владимира, убитые после смерти отца старшим братом Святополком "окаянным", желавшем захватить все отцовские земли.
Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они - особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечество время, например - святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380).
Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Они первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью.

Стенгазета Август-1 2014

Равноапостольная Мария Магдалина

Святая равноапостольная Мария Магдалина

Одна из жен-мироносиц, преданнейшая последовательница Иисуса Христа, некогда исцеленная Им от страшного душевного недуга, святая Мария Магдалина удостоилась первой из людей увидеть воскресшего Господа Иисуса Христа. Воскресший Господь послал святую Марию с вестью от него к ученикам, и блаженная жена, ликуя, возвестила апостолам о виденном: "Христос Воскрес!" Как первая благовестница Христова воскресения, святая Мария Магдалина признана Церковью равноапостольной.

СВЯТОЙ ПРОРОК ИЛИЯ


Илия Пророк
Илия Пророк

Святой пророк Илия - один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета - родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Воплощения Бога Слова.


Огненное восхождение пророка Илии
Огненное восхождение пророка Илии

Святитель Епифаний Кипрский сообщает о рождении пророка Илии такое предание: "Когда родился Илия, отец его Совах видел в видении, что благообразные мужи приветствовали его, пеленали огнем и питали пламенем огненным". Данное младенцу имя Илия (крепость Господня) определило всю его жизнь. С малых лет он посвятил себя Единому Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, Богомыслии и молитве. Призванный к пророческому служению при израильском царе Ахаве, пророк стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. В то время израильский народ отпал от веры своих отцов, оставил Единого Бога и поклонялся языческим идолам, почитание которых ввел нечестивый царь Иеровоам. Особо поддерживала идолослужение жена царя Ахава, язычница Иезавель. Поклонение идолу Ваалу привело израильтян к полному нравственному разложению. Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к Истинному Богу. Царь не послушал его. Тогда пророк Илия объявил ему, что, в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве.

И действительно, по молитве пророка небо заключилось, наступила засуха и голод по всей земле. Народ страдал от нестерпимого зноя и голода. Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, горевшего желанием обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию. Сохраняя пророка Илию от рук Иезавели, Господь во время бедствия послал его в сокровенное место у потока Хораф. Хищным воронам Господь повелел приносить пищу пророку, внушая ему тем самым жалость к страждущему народу. Когда поток Хораф высох, Господь послал пророка Илию в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая страдала вместе с детьми в ожидании голодной смерти. По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. Тогда по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. Силою своей молитвы великий пророк сотворил другое чудо - воскресил умершего сына этой вдовы.

По прошествии трех лет засухи Милосердый Господь послал пророка к царю Ахаву для прекращения бедствия. Пророк Илия велел собрать на гору Кармил весь Израиль и жрецов Ваала. Когда народ собрался, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один - от жрецов Ваала, другой - от пророка Илии для служения Истинному Богу. "На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, - сказал пророк Илия, - и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти". Первыми приступили к жертвоприношению жрецы Валла: они взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно - небо молчало. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12-ти камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду. Народ пал на землю, взывая: "Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!". Тогда пророк Илия умертвил всех жрецов Вааловых и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю.
Илия пророк с деяниями
Илия пророк с деяниями

Царь Ахав осознал свое заблуждение и оплакал грехи, но жена его Иезавель грозила убить пророка Божия. Пророк Илия бежал в царство Иудейское и, скорбя о бессилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога себе смерти. Ему предстал Ангел Господень, укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. Сорок дней и ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился "в тихом ветре" (3 Цар. 19, 12) и открыл скорбевшему пророку, что Он сохранил семь тысяч верных рабов, не поклонившихся Ваалу. Господь повелел пророку Илии помазать (посвятить) на пророческое служение Елисея. За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице. Пророк Елисей стал свидетелем восхождения пророка Илии на небо в огненной колеснице и получил вместе с его упавшей милотию (плащом) дар пророческого духа вдвое больший, чем имел пророк Илия.

По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Пророк Илия
Пророк Илия

Со дня огненного вознесения на Небо пророка Илии его почитание в Церкви Христовой никогда не прерывалось. Русская Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. После Крещения святая равноапостольная княгиня Ольга (память 11 июля) построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты.

Иконописная традиция изображает пророка Илию возносящимся на колеснице с огненными колесами, которая окружена со всех сторон пламенем и запряжена четырьмя крылатыми конями.